Все интересное о велосипедах / Группы навесного оборудования

 

Фирмы-производители навесного оборудования для велосипедов и их классы

Практически все велосипеды, в базовой комплектации оснащены навесным оборудование, произведённым именно той фирмой, которая занимается только навеской. Самым крупным производителем в мире навесного оборудования является японская компания Shimano. Практически каждый велосипед имеет какой либо компонент, произведённый этим гигантом, и бесспорным лидером в разработке и создании навесного оборудования любого уровня. Большинство европейских велосипедов оснащены оборудованием Shimano, как впрочем и большинство велосипедов в мире. Однако существуют и другие фирмы, специализирующиеся на производстве навесного оборудования. Самая известная и крупная компания после Shimano - это американский концерн Sram, который производит навесное оборудования как для горных, так и для шоссейных велосипедов. Также существуют фирмы, специализирующиеся, в основном на производстве навески для шоссейных велосипедов - например итальянская Compagnolo. Доля остальных компаний на рынке навесного оборудования настолько мала, что о них можно и не говорить. Стоит добавить, только, что существуют некоторые элитные фирмы (например такие как Cannondale), оснащающие свои велосипеды навесным оборудованием собственного производства.

Как правило при классификации какого-либо навесного оборудования его сравнивают с модельной линейкой лидера по производству навески - с модельным рядом Shimano, что очень удобно, так как практически все группы навесного оборудования Shimano имеют своё 'имя' - название группы, которое легко запомнить.

Общее представление об уровнях оборудования поможет получить следующая таблица:

Shimano

Sram

Описание и назначение группы

Torney

1.0

Это самая дешёвая группа, на которой производители навесного оборудования делают большую часть всей прибыли. Предназначена она для самых дешёвых велосипедов. Количество звёзд в кассете у этих групп составляет обычно 6 - 7 (18 - 21 сочетание)

Altus

3.0

Чуть лучше, чем Torney и 1.0, но относится к дешёвой навеске, которой комплектуются, как правило велосипеды ценовой категории до 300$. Количество звёзд в кассете, как правило 7 (21 сочетание)

Acera

3.0

Навесное оборудование среднего 'туристического уровня', может ставиться как на велосипеды ценовой категории 300-400$, так и выше, если в навеске более высокого класса нет необходимости. Количество звёзд в кассете может быть как 7, так и 8 (21 - 24 сочетания)

Alivio

4.0

Верхняя туристическая навеска, как правило это уже восьми скоростные системы, но переключатели Alivio могут ставить на касееты как семи, так и на девяти-скоростные. (21 - 27 сочетаний). Навеска такого уровня может ставится на велосипеды ценовой категории от 300 и до 500$

Deore

5.0

Это уже спортивное оборудование, которое может быть поставлено практически на любой велосипед. Shimano Deore сочетается как с семи, восьми, так и с девяти-скоростными кассетами, хотя именно с этого уровня используются более тонкие цепи, предназначенные для использования только с девяти-скоростными кассетами.

Deore LX

X-7

Это спортивное оборудование высокого класса, предназначенное для использования как для тренировок, так и для соревнований. Используется только с девяти-скоростными кассетами, как и все группы более высокого класса.

Deore XT

X-9

Наивысшая группа навесного оборудования, которая используется полностью или частично на велосипедах высокого соревновательного уровня. Велосипеды с такой навеской относятся к ценовой категории 1000$ и более.

XTR, SAINT

X.0.

Shimano XTR и Sram X.0, предназначены для гонок кросс-кантри (имеют узкую направленность). Они легче и динамичнее, чем все другие группы.

Shimano SAINT - это группа навесного оборудования, предназначенная для экстремального катания, и соответственно самых жёстких условий эксплуатации. SAINT предназначена для таких дисциплин как даунхилл, фрирайд, байкер-кросс и триа

 

 

Далее будут подробно рассмотрены группы оборудования маунтинбайков :


Shimano


Tourney - самый начальный уровень. Рекомендуется для начинающих или в качестве "велосипеда для поездок в магазин". Часто на компонентах этого класса пишется просто аббревиатура SIS, которую некоторые новички почему- то выделяют в отдельную группу .  Все элементы тяжелые, с низким ресурсом и ненадежные. Ставится на дешевые модели велосипедов.

Altus - вторая снизу группа. Несколько лучше Tourney , но незначительно. Уже имеет 24-скоростную трансмиссию. Компоненты этой группы (обычно только задний переключатель) часто ставят на дешевые бюджетные велосипеды.

Acera - это уже более-менее приемлемый уровень для дешевого туристского велосипеда. Подходит для шоссе и бездорожья, но в умеренных режимах эксплуатации. При "агрессивной" езде переключатели и втулки достаточно быстро выходят из строя. В случае ограниченных средств оборудование этого класса можно использовать для переднего переключателя, тормозов, тормозных ручек, каретки, системы и втулок. Монетки и задний переключатель рекомендуется ставить на одну-две группы выше.

Alivio - средний туристский класс - удачный компромисс между ценой и качеством в нижней ценовой категории. Это необходимый минимум для туристского велосипеда. С такой "навеской" можно отправляться в многодневные походы или провести выходной, исследуя на байке лесные тропы, хотя для жестких нагрузок компоненты не предназначены. В данной группе уже имеются эффективные манетки, принципиально схожие с манетками старших групп Shimano.

Deore - группа, появившаяся в 2000 году и предназначена для активной эксплуатации. Это первая группа, имеющая 27-скоростную трансмиссию. Она позиционируется как "низшая спортивная группа", в которой уже имеются шлицевые шатуны и каретки и дисковые гидравлические тормоза. Ряд компонентов Deore можно успешно "смешивать" с более младшими группами, ставя их в наиболее ответственные места (например, задний переключатель, тормоза, втулки).

Deore LX - переходная группа от гоночных к спортивным велосипедам. До 2000 года эта группа была первой, в которой использовалась ведущая звезда на 44 зуба и 9- скоростная кассета. Еще одно важное отличие - тормоза с параллельным подводом колодок. Оборудование данной группы вполне надежно работает на 27-скоростной трансмиссии (что не всегда можно сказать о предыдущей группе Deore) и пользуется успехом у туристов. Триальщиков может порадовать роллерная задняя втулка, незаменимая в изобилующей прыжками на заднем колесе технике триала.

Deore XT - группа, предназначенная для интенсивной эксплуатации в жестких условиях. Все элементы "навески" изготавливаются из высококачественных сплавов и имеют высокую прочность и надежность. Это тот случай, когда эксплуатационные характеристики доведены почти до максимума, но еще нет удорожания компонентов за счет погони за малым весом. Оборудование этого класса - отличный вариант для туризма спортивного характера и агрессивной езды по любым дорогам. Тормоза XT являются самыми мощными ободными механическими тормозами. Все компоненты отличаются великолепным дизайном. Гидравлические дисковые тормоза XT благодаря своей высокой мощности завоевали популярность как в туризме, так и в экстремальных дисциплинах. В 2004 году в этой группе появились совмещенные тормозные ручки Dual Control, "унаследованные" от XTR.

Saint - новейшая группа оборудования Shimano, появившаяся в 2004 году и предназначенная для экстремальных условий эксплуатации: фрирайда, даунхилла, нордшора и т.п. Вместившая в себя целую гамму инноваций, группа Saint включает в себя мощные дисковые гидравлические тормоза, задние втулки со сквозной осью, задний переключатель, монтирующийся на ось втулки, и систему со сквозной полой осью. Данную группу можно назвать "экстремальным ответвлением группы XTR", так как по применяемым технологиям, качеству и цене она сравнима только с высшей профессиональной группой от Shimano - XTR. Опыта эксплуатации компонентов данной группы пока мало, но с высокой долей вероятности можно сказать, что Saint сделает Shimano лидером в области компонентов для экстремального использования.

Deore XTR - профессиональный уровень оборудования. Для этой группы уже встает вопрос не только о высочайшей прочности деталей, но и их минимальном весе. Используется профессиональными спортсменами на соревнованиях мирового уровня и "продвинутыми" (и небедными) любителями. Высшее качество, надежность, минимальный вес. Очень дорогая группа, полностью обновленная в 2007 году. Появился целый букет новых конструктивных и технологических решений: совмещенные тормозные ручки Dual Control, интегрированная каретка и шатуны Hollowtech 2, новейшие дисковые гидравлические тормоза и колеса. Ввиду высокой стоимости компонентов этой группы, только немногие велосипедные фирмы могут позволить себе оснастить свои топовые модели оборудованием "full XTR". В целях снижения цены даже на элитные велосипеды часто ставятся только некоторые компоненты XTR, а в остальном используется группа XT.

SRAM

        3.0 - Начальная группа оборудования фирмы SRAM, которая, тем не менее, позиционируется выше начальной группы Shimano и приравнивается к Altus. В скобках указывается название Shimano-совместимых манеток SRAM (у Shimano и SRAM разные передаточные отношения задних переключателей). По эксплуатационным свойствам во многом аналогична Shimano Altus.

SX4 - группа, условно аналогичная Acera от Shimano. Выгодно отличается от последней значительно более легким весом своих компонентов ввиду широкого использования композитных материалов.

SX5 - верхняя бюджетная группа от SRAM, приравниваемая к группе Alivio от Shimano. Хороший вариант для недорогого туристского велосипеда.

X-7 - очень удачная и весьма качественная группа, приравниваемая к Deore LX и даже Deore XT корпорации Shimano. Хорошо зарекомендовала себя как в походах, так и в соревнованиях.

X-9- приравниваемая к Shimano XT, группа включает в себя манетки двух типов, задний переключатель, тормозные ручки и тормоза. Эта группа имеет самые высококачественные триггерные манетки (а-ля Shimano RapidFire). Легкая, качественная и удачная группа.

X-0 - высшая профессиональная группа SRAM. Shimano-совместимой манетки не имеет. Группа X.0 включает в себя только задний переключатель и манетки, являющиеся настоящим произведением искусства. Многие эксперты считают задний переключатель SRAM X.0 превосходящим Shimano XTR. Фактически - это самый совершенный задний переключатель из всех существующих на сегодняшний день.

 

Размещено: 31.05.2010

[image]